вторник, 1 декабря 2015 г.

Обучение по новым ФГОС

Уважаемые коллеги!
С первого сентября в России вступил в силу новый образовательный стандарт (ФГОС) для основной школы.



 ФГОС начального образования 2009 
 ФГОС основного образования 2010  http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf
 ФГОС среднего(полного) образования 2012   http://metodist.lbz.ru/iumk/files/fgos2012st.doc
Примерная основная образовательная программа. Начальная школа (2010)  http://metodist.lbz.ru/iumk/files/oopna.doc
Примерная основная образовательная программа. Основная школа (2015)  Ссылка /от 8 апреля 2015 года/
Примерная основная образовательная программа. Средняя школа. Обсуждается на сайте общественной экспертизы  edu.crowdexpert.ru 
Зарегистрируйтесь на сайте и поучаствуйте в экспертизе

Стандарт направлен на реализацию новых методов преподавания, способствующих развитию в учащихся стремления к самообразованию. Школьник должен научиться самостоятельно находить необходимую для решения конкретной задачи информацию и в итоге - решить поставленную проблему.

Тезисно об основных изменениях в организации урочной деятельности:

1. Метод обучения- не объяснительный, а деятельностный (проблемный, исследовательский, проектный)
2. Форма проведения – от фронтальной работы к совместной деятельности учащихся (парная, групповая, индивидуальная)
3. Учитель не даёт готовых знаний (дети предполагают-доказывают, учитель сопровождает, консультирует)
4. Передача функций ученику (не учитель, а ученики называют тему, цели, задачи)
5. Информатизация (учить работать с информацией)
6.Типы современного урока (существует несколько вариантов, приведём один из них):
  • Урок открытия новых знаний
  • Урок рефлексии (урок закрепления, повторения)
  • Урок обще-методологической направленности (комбинированный)
  • Урок развивающего контроля
7. Надпредметные знания (польза для жизни, т.е. где можно применить)
8. Развитие универсальных учебных действий, рефлексия учащихся
9. Другая система оценивания
  • Личностные 
  • Метапредметные
  • Предметные результаты
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
«Оцениваться может любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)». 
  • Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
  • Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
В новых условиях основная сложность в работе учителя - перестроить собственную работу на уроке. 

Большинство из вас прошли курсы по ФГОС, начали искать дополнительные источники для самообразования, уже проводится внутришкольная работа по введению ФГОС в образовательный процесс с 1 по 5 класс (в некоторых школах - и дальше).

Каждый педагог "варится" в своей отдельной среде - накапливает свой личный опыт, но достается он, порой, очень тяжело. С развитием информационных технологий возникли сетевые сообщества, в том числе педагогические, в том числе - учителей информатики Саратовской области. Предлагаем возобновить работу сетевого сообщества. Пора аккумулировать накопленные разработки, методики и педагогические находки!

Предложите площадку для создания сетевого сообщества учителей информатики Саратовской области. (Возможно, вы видите примеры использования той или иной площадки и можете указать ее преимущества).

Организация урока по ФГОС - первое направление работы нашего сетевого сообщества.

Ответьте на следующие вопросы:
Как в условиях новых ФГОС (ориентироваться на перечисленные 9 пунктов) грамотно спланировать свой урок? Какие существуют трудности? 
Какие приёмы и методы обучения Вы используете, чтобы подвести детей к теме урока? Получается ли организовать учебные (проблемные) ситуации?
Как учите детей проводить рефлексию? 
Используете ли формирующее оценивание? 

Предложите к обсуждению другие актуальные для Вас вопросы по организации урока, соответствующего новым стандартам и ответьте на вопросы коллег.

Мы также ждем предложений по возможным направлениям работы сетевого сообщества учителей информатики Саратовской области.


п.с.: в своём сообщении укажите ФИО и место работы (для учета активности и выдачи сертификата)

4 комментария:

  1. Давыденко В.А. МБОУ "СОШ с.Хватовка"2 декабря 2015 г. в 08:53

    Давыденко Валентина Александровна, учитель математики иинформатики МБОУ "СОШ с.Хватовка", davydenko12@mail.ru
    На современном уроке математики учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектировать новые способы действий, формировать собственную жизненную позицию. Формулировка таких заданий звучит иначе. Например: на традиционном уроке математики предлагают вычислить площадь прямоугольника, на современном же уроке задание может выглядеть так: дан план комнаты и размеры напольных покрытий. Определите, какой из предложенных покрытий полностью закроет пол. Выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.

    Как же построить такой урок? Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика.
    На современном уроке математики основным методом обучения должен стать деятельностный метод, обеспечивающий системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Учитель в этом случае выступает как организатор поисковой деятельности учеников, он должен подвести детей к самостоятельному “открытию” нового для них знания. В ходе такого образовательного процесса у учащихся формируются необходимые общеучебные компетенции, формируется умение учиться.
    На начальном этапе учебного занятия стараюсь организовать учеников на работу, привлечь их внимание. В этом мне помогает рефлексивная техника.
    «Мои ожидания»:
    - Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
    Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)
    Как вариант использую технику «Шкала самооценки». Для этого прошу ребят в начале урока оценить себя, обозначив на шкале значком, на каком уровне находятся их знания по теме. В конце урока возвращаюсь к этому заданию. Дети видят, насколько пополнились их знания, объективно оценивают себя.
    При взаимодействии с учащимися использую учебную рефлексию, отражающую интеллектуальную сферу человеческой сущности.
    Использую технологию развития критического мышления, направленную на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем представить ему условия для осмысления материала и помочь обобщить приобретенные знания.

    Использую технику «Я - исследователь»
    Знаю Хочу Знать Узнал
    В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
    Рефлексия деятельности - это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

    ОтветитьУдалить
  2. Батанова Н.В. МБОУ СОШ с. Натальин Яр
    При конструировании современного урока необходимо учитывать следующее:

     учитель должен так спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, чтобы учащиеся на этапе целеполагания могли четко сформулировать тему и цель урока;
     урок должен быть проблемным и развивающим;
     на протяжении всего урока должно просматриваться не только сотрудничество учителя с учениками, но и сотрудничество учеников с учителем и одноклассниками;
     ученик – «живой» участник образовательного процесса;
     учитель активизирует деятельность всех учащихся, учитывая их уровень и возможности, стремление и настроение;
     учитель только направляет деятельность учащихся;
     минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
     планирование обратной связи;
     на уроке не только учим, но и воспитываем.

    Чтобы подвести учащихся к уроку, я чаще всего предлагаю на своих уроках разгадать ребусы, кроссворды, которые я прошу составить учащихся более старших классов. Иногда начинаю урок с эпиграфа, высказывания ученых.
    Проблемная ситуация строится следующим образом:
    Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
    – Самостоятельное решение
    – Коллективная проверка результатов
    – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
    – Постановка цели урока.

    В качестве учебной ситуации может быть задание составить: таблицу, график, схему или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу (УМК Босовой Л.Л. 5-6 класс).

    Развивать умения детей проводить рефлексию надо начинать со следующих видов рефлексии:
     рефлексия настроения и эмоционального состояния;
     рефлексия содержания учебного материала;
     рефлексия деятельности.
    Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и коллективной (групповой) формах. При выборе того или иного вида рефлексии учитываю цель урока, содержание и трудности учебного материала, тип урока, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте!
    По ФГОС работаю 3-ий год. Перестроиться сразу на новые стандарты трудно. Может только теперь приходи ощущение, что что-то стало получаться как надо. Можно сделать так, что "ученики называют тему, цели, задачи урока" сами, но от этого урок не станет развивающим, интересным эффективным. Они пришли на 4 урок информатики, после русского, математики, географии. И везде "отгадывали" тему урока. Ерунда иногда получается. Некоторые ученики просто смотрят тему следующего параграфа учебника. А есть дети, которые учебник прочитали летом! Пролистали весь! Вот для них приходится "измудряться"!
    Коллективная проверка результатов, рефлексия, чаще деятельности, чем настроения, оценка и отметка каждый урок, также как и работ с различного типа информацией.

    Что касается площадки для обмена опытом - это может быть СарВики или Открытый класс, не важно. Главное заинтересовать педагогов делиться опытом. Можно сделать сайт. Если 38 руководителей РМО учителей информатики районов Саратовской (+ ММЦ + районы городов!) области сами напишут 38 учебных ситуаций, или 38 видов рефлексии - то книгу можно опубликовать! Думаю нашим методистам надо выходить на каждого лично и тогда дело пойдет!

    Алферьева Мария Константиновна. МОУ "СОШ № 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области"

    ОтветитьУдалить
  4. Савина Ирина Николаевна, Ртищевский район6 декабря 2015 г. в 01:48

    Переход на ФГОС сложный как для учителя, так и для учащихся. Я работаю по новым стандартам второй год. Детям, конечно интересно все новое, но насколько сложна роль учителя. Учитель на уроке -дирижер. Руководить процессом и быть незаметным, дать возможность работать на уроке ребятам, заставить их говорить, делать выводы, анализировать, проводить рефлексию своей деятельности и быть объективными - задача не из легких. Но работа эта интересная.
    Савина Ирина Николаевна, учитель МОУ "Лопатинская ООШ Ртищевского района Саратовской области"

    ОтветитьУдалить